1 октября в 19:02
В следующем году на улицах нефтяной столицы появятся 8 новых маршрутов, 5 из них – экспресс. Об этом сказано на презентации «Концепции развития общественного транспорта города Атырау на 2017-2022 годы». Одна из главных идей — автобусы из пригородных микрорайонов и сел в областной центр заезжать не будут.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ПРОФЕССОР
За ее разработку стоимостью 22 млн тенге взялась Казахская автомобильно-дорожная академия им. Гончарова в Алматы в лице доктора технических наук, профессора Жумажана ЖАНБЫРОВА. Пассажирский поток в автобусах помогли посчитать студенты двух атырауских университетов.
Концепцию общественности представлял сам автор:
— Автобусы из пригорода заезжать в город не будут. Для регулирования пассажирского потока в 4 местах – возле автовокзала «Аламан» (пост ГАИ), в Геологе (около автомобильного рынка, на перекрестке Индерской и Доссорской трасс), в Балыкши (на месте рынка) и в Жумыскере (на перекрестке с Авангардом) – планируется построить пересадочные пункты. Это будут парковки для грузовых и легковых автомобилей, места для отдыха, душ для водителей, столовая и т.д. Во-вторых, в городе растет число детей, но очень мало детских игровых мест. Поэтому в названных пунктах предусмотрено строительство торгово-развлекательных центров, аквапарков, аттракционов, торговых точек.
Главная цель концепции – чтобы горожане с детьми смогли выезжать за город, прикупиться, а дети смогли там поиграть. И этим уменьшить транспортное движение в городе. Такая система хорошо зарекомендовала себя в Астане и Алматы.
— Еще одна проблема – сейчас 30-35 процентов пассажиров забрали частные извозчики, таксисты. На старых автобусах передвигаются только 22 процента населения. Поэтому мы внесли в концепцию большие
комфортабельные автобусы. Чтобы и приезжие могли оставить свои машины за городом и передвигаться на автобусе. На проспекте Сатпаева от Дома быта и до центрального моста будет дополнительно построена специальная полоса только для автобусов. Изменения будут и на проспекте Азаттык до Балыкши. Если машины сейчас поворачивают и налево, и направо, то потом не все перекрестные дороги будут открыты – уберут некоторые светофоры, перекроют примыкающие дороги, будет прямое сквозное движение.
— А это не приведет к увеличению ДТП?
— Здесь все зависит от культуры водителей и самих жителей. Например, в Алматы некоторые улицы вообще закрыли. И если трудно куда-то доехать на машине, оставь ее и садись на общественный транспорт. Дешево и быстро. И такой вариант поддержал аким Атырау, и мы введем эту систему. Это увеличит прибыль в 2-3 раза, значит — и поступления в бюджет.
— Перевозка пассажиров — бизнес все-таки прибыльный.
Перевозка очень прибыльное дело. Я и сам создал транспортную компанию и занимался этим бизнесом 15 лет. Я все объяснил перевозчикам, посчитал им все расходы и доходы. В начале нужно вложиться, а через 3 года все вернется. Но если за 3-4 года концепция не будет введена, то ваш общественный транспорт встанет.
По концепции профессора на создание 4 парковок и другой инфраструктуры от акимата потребуется финансирование в размере 12 млрд тенге.
МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
После доклада профессора слово предоставили местным жителям. Артур БЕККАЛИЕВ:
— Мы устали от ужасного отношения в автобусах. Билетов не дают, если попросишь – кидают в лицо. На остановках стоят долго. Всегда перегруз, особенно в газелях, там мы стоим согнувшись и мучаемся. Почему эта концепция составляется только сейчас и ждать еще 5 лет? Почему не начали в 2013 году, когда пришел «Айс Транс Холдинг»? Где депутаты маслихата?
Заместитель акима Атырау Мейрим КАЛАУИ:
— Я сам житель этого города, здесь я учился и ездил на этих автобусах. Все проблемы мы знаем. Пять лет ждать не будем. Если после этих слушаний примут решение, то новые маршруты будут внедряться уже после нового года. А за 5 лет будет строиться все необходимое. Сейчас горакимат ведетпереговоры с чешской компанией – с новыми маршрутами мы планируем ввести электронное билетирование. И обязательно будет субсидирование из бюджета перевозок детей, инвалидов и других групп населения. Будем предъявлять перевозчикам свои требования – большие автобусы, наличие кондиционеров, высокие зарплаты водителям и кондукторам, их поведение. До 20 октября концепция пройдет обсуждение, потом подготовка конкурсных документов, мы будем вести переговоры с инвесторами, готовы выслушать все предложения.
По словам заместителя акима города, сейчас объявлен тендер на строительство новых 30 остановок. Запланирована замена полотен 182 остановок.
— Многие улицы не освещаются, а впереди зима, дети выходят из школы поздно…
— До конца года совместно с компанией «Батыс Транспорт» проведем освещение на 39 улицах. Акцент делается на пригород – Атырау-Дамба, Атырау-Еркинкала, Атырау-Талгайран. На это инвестор вложил 2 млрд
тенге, работы ведутся. В следующем году эта же компания возьмется за освещение 180 улиц.
На вопрос жителей Химпоселка про отсутствие автобусов на маршруте №7 в первый день слушаний отвечал руководитель ТОО — перевозчика, а на следующий день — профессор Жумажан Жанбыров:
— Когда мы приехали сюда, маршрут №7 вообще не ездил. После вчерашней жалобы жителей сегодня позвали руководителя «Атырау-Такси», обсудили и решили пустить автобусы из Авангарда до Кара Депо через Химпоселок. Ему дали задание. Вообще маршрут нерентабельный. Поэтому до понедельника они должны принести данные — сколько школьников, пенсионеров перевозят, для дополнительного финансирования со стороны акимата. Пока на маршрут автобусы предоставил «Айс Транс Холдинг».
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА