Новый поворот! Разработка наших ученых «Концепция развития общественного транспорта города Атырау на 2017-2022 годы»

1 октября в 19:02

В следующем году на улицах нефтяной столицы появятся 8 новых маршрутов, 5 из них – экспресс. Об этом сказано на презентации «Концепции развития общественного транспорта города Атырау на 2017-2022 годы». Одна из главных идей — автобусы из пригородных микрорайонов и сел в областной центр заезжать не будут.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ПРОФЕССОР

За ее разработку стоимостью 22 млн тенге взялась Казахская автомобильно-дорожная академия им. Гончарова в Алматы в лице доктора технических наук, профессора Жумажана ЖАНБЫРОВА. Пассажирский поток в автобусах помогли посчитать студенты двух атырауских университетов.

Концепцию общественности представлял сам автор:

— Автобусы из пригорода заезжать в город не будут. Для регулирования пассажирского потока в 4 местах – возле автовокзала «Аламан» (пост ГАИ), в Геологе (около автомобильного рынка, на перекрестке Индерской и Доссорской трасс), в Балыкши (на месте рынка) и в Жумыскере (на перекрестке с Авангардом) – планируется построить пересадочные пункты. Это будут парковки для грузовых и легковых автомобилей, места для отдыха, душ для водителей, столовая и т.д. Во-вторых, в городе растет число детей, но очень мало детских игровых мест. Поэтому в названных пунктах предусмотрено строительство торгово-развлекательных центров, аквапарков, аттракционов, торговых точек.

Главная цель концепции – чтобы горожане с детьми смогли выезжать за город, прикупиться, а дети смогли там поиграть. И этим уменьшить транспортное движение в городе. Такая система хорошо зарекомендовала себя в Астане и Алматы.

— Еще одна проблема – сейчас 30-35 процентов пассажиров забрали частные извозчики, таксисты. На старых автобусах передвигаются только 22 процента населения. Поэтому мы внесли в концепцию большие

комфортабельные автобусы. Чтобы и приезжие могли оставить свои машины за городом и передвигаться на автобусе. На проспекте Сатпаева от Дома быта и до центрального моста будет дополнительно построена специальная полоса только для автобусов. Изменения будут и на проспекте Азаттык до Балыкши. Если машины сейчас поворачивают и налево, и направо, то потом не все перекрестные дороги будут открыты – уберут некоторые светофоры, перекроют примыкающие дороги, будет прямое сквозное движение.

— А это не приведет к увеличению ДТП?

— Здесь все зависит от культуры водителей и самих жителей. Например, в Алматы некоторые улицы вообще закрыли. И если трудно куда-то доехать на машине, оставь ее и садись на общественный транспорт. Дешево и быстро. И такой вариант поддержал аким Атырау, и мы введем эту систему. Это увеличит прибыль в 2-3 раза, значит — и поступления в бюджет.

— Перевозка пассажиров — бизнес все-таки прибыльный.

Перевозка очень прибыльное дело. Я и сам создал транспортную компанию и занимался этим бизнесом 15 лет. Я все объяснил перевозчикам, посчитал им все расходы и доходы. В начале нужно вложиться, а через 3 года все вернется. Но если за 3-4 года концепция не будет введена, то ваш общественный транспорт встанет.

По концепции профессора на создание 4 парковок и другой инфраструктуры от акимата потребуется финансирование в размере 12 млрд тенге.

МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ

После доклада профессора слово предоставили местным жителям. Артур БЕККАЛИЕВ:

— Мы устали от ужасного отношения в автобусах. Билетов не дают, если попросишь – кидают в лицо. На остановках стоят долго. Всегда перегруз, особенно в газелях, там мы стоим согнувшись и мучаемся. Почему эта концепция составляется только сейчас и ждать еще 5 лет? Почему не начали в 2013 году, когда пришел «Айс Транс Холдинг»? Где депутаты маслихата?

Заместитель акима Атырау Мейрим КАЛАУИ:

— Я сам житель этого города, здесь я учился и ездил на этих автобусах. Все проблемы мы знаем. Пять лет ждать не будем. Если после этих слушаний примут решение, то новые маршруты будут внедряться уже после нового года. А за 5 лет будет строиться все необходимое. Сейчас горакимат ведетпереговоры с чешской компанией – с новыми маршрутами мы планируем ввести электронное билетирование. И обязательно будет субсидирование из бюджета перевозок детей, инвалидов и других групп населения. Будем предъявлять перевозчикам свои требования – большие автобусы, наличие кондиционеров, высокие зарплаты водителям и кондукторам, их поведение. До 20 октября концепция пройдет обсуждение, потом подготовка конкурсных документов, мы будем вести переговоры с инвесторами, готовы выслушать все предложения.

По словам заместителя акима города, сейчас объявлен тендер на строительство новых 30 остановок. Запланирована замена полотен 182 остановок.

— Многие улицы не освещаются, а впереди зима, дети выходят из школы поздно…

— До конца года совместно с компанией «Батыс Транспорт» проведем освещение на 39 улицах. Акцент делается на пригород – Атырау-Дамба, Атырау-Еркинкала, Атырау-Талгайран. На это инвестор вложил 2 млрд

тенге, работы ведутся. В следующем году эта же компания возьмется за освещение 180 улиц.

На вопрос жителей Химпоселка про отсутствие автобусов на маршруте №7 в первый день слушаний отвечал руководитель ТОО — перевозчика, а на следующий день — профессор Жумажан Жанбыров:

— Когда мы приехали сюда, маршрут №7 вообще не ездил. После вчерашней жалобы жителей сегодня позвали руководителя «Атырау-Такси», обсудили и решили пустить автобусы из Авангарда до Кара Депо через Химпоселок. Ему дали задание. Вообще маршрут нерентабельный. Поэтому до понедельника они должны принести данные — сколько школьников, пенсионеров перевозят, для дополнительного финансирования со стороны акимата. Пока на маршрут автобусы предоставил «Айс Транс Холдинг».

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фото
Page Reader Press Enter to Read Page Content Out Loud Press Enter to Pause or Restart Reading Page Content Out Loud Press Enter to Stop Reading Page Content Out Loud Screen Reader Support